28 апреля – 120 лет как был введен в эксплуатацию первенец химической промышленности Донбасса Донецкий содовый завод (ОАО «Лисичанская сода»), который внес значительный вклад в развитие Лисичанского промышленного района и всего Донбасса.

Место для строительства завода было выбрано удачно – на берегу Донца, под меловой горой. Вблизи имелось и другое необходимое сырье и топливо: богатые залежи угля в Лисичанске и соляные копи Бахмута. Д.И.Менделеев, побывав в Донбассе в 1888 г., писал: «Тут есть все условия, чтобы сделать дешевую соду и всякие соли и кислоты содовых заводов…» К тому же выпуск содовой продукции способствовал развитию быстрыми темпами предприятий металлургической, стекольной, мыловаренной промышленности.
28 апреля 1892 года содовый завод вступил в строй. Началось производство кальцинированной соды аммиачным способом. Это была первая сода Донбасса. В ноябре того же 1892 года на заводе ввели цех каустической соды, которая производилась ферритным способом.
По имени реки, на берегу которой он стоял, завод назвали Донецким, Под этим именем, которое вскоре стало известно не только в России, но и далеко за ее пределами, завод существовал и действовал три четверти века. Затем (в 1972 г.) был назван Лисичанским.
К 1898 году суточная выработка кальцинированной соды была доведена до 200 тонн. Что составляло 70000 тонн в год. Наряду с расширением действовавших производств на заводе начинается строительство новых цехов по производству каустической соды электролитическим способом, бикарбоната натрия, хлорной извести, нашатырного спирта. Предприятие такого рода было первым в Донбассе и вторым в Европе.
Для обеспечения завода топливом акционерное общество взяло в аренду шахту «Дагмара», а в 1896 году, когда старая шахта исчерпала свои ресурсы, построило новую шахту, дав ей название «Константин Скальковский». В 1912 году для подачи ценного сырья – каменной соли - на завод был введен рассолопромысел «Карфаген» - 10-ти дюймовый чугунный трубопровод протяженностью 35 верст. Рассолопровод представлял собой одно из крупнейших сооружений подобного рода в Европе. Его насосные станции обслуживались электродвигателями, для питания которых была установлена первая в Донецком бассейне высоковольтная линия электропередачи переменного трехфазного тока напряжением в 20 вольт на расстояние 35 верст.
В связи с первой мировой войной возник спрос на химическую продукцию, необходимую фронту. И на содовом заводе стали строить группу цехов по производству хлора и пикриновой кислоты.
Рост содового производства приобретал невиданный размах. В конце 19 века на Донецком содовом заводе работало более 900 постоянных рабочих, а в 1916 году – 1500 человек. По данным на 1912 год, завод ежегодно вырабатывал 6 млн. пудов кальцинированной соды, 1,5 млн. пудов каустической соды, 250 тыс. пудов бикарбоната натрия, 600 тыс. пудов хлорной извести, 50 тыс. пудов нашатыря и 30 тыс. пудов нашатырного спирта. Для производства этой продукции расходовалось около 26 млн. пудов различного сырья и материалов.
С момента пуска содового завода вокруг него было построено много административных и жилых кирпичных зданий, больница, 5 школ, одна из которых – заводская, Николаевская церковь и др.
После Октябрьской революции, пережив разрушительный период гражданской войны, содовый завод практически не работал. Основной технический персонал бежал за границу, оставшиеся кадры саботировали его восстановление. Предприятие было национализировано и передано во власть государства. В 1921 году содовый завод и шахта «К.Скальковский» вошли в состав государственного треста «Химуголь». В 1923 году Донецкому содовому заводу было присвоено имя В.И.Ленина. Коллектив завода активизировал восстановительные работы, что привело к увеличению производства основных видов продукции. В ноябре 1923 года производство кальцинированной соды составило 68,9 % к соответствующему периоду 1913 года, а выработка каустической соды – 88,2 %. Выпуск бикарбоната натрия превысил уровень 1913 года. Действовали также производства электролитического каустика, нашатыря и нашатырного спирта, хлорной извести. Была создана новая база карбонатного сырья. Меловой карьер, который открыли еще в 1892 году рядом с заводом, исчерпал запасы мела. Новые его залежи были разведаны в окрестностях д. Секменевки, где и открыли меловой карьер. Для доставки мела от карьера до завода построили подвесную канатную дорогу.
В годы первых пятилеток планы по реконструкции содового завода несколько раз дополнялись и расширялись и только к 1936 году, после завершения строительства пятого элемента, завод заработал на полную мощность, превысив дореволюционное производство кальцинированной соды более чем в 4 раза. Более 70 % производства соды в стране принадлежало теперь «Донсоде». К этому времени завод перешел на самоокупаемость.
Высокие трудовые достижения содовиков были омрачены начавшейся второй мировой войной.
Перед оккупацией Лисичанска и Верхнего осенью 1941 года оборудование завода было демонтировано и отправлено в тыл, в города Стерлитамак (Башкирия), Чирчик (Узбекистан), Березники (Урал), где создавались новые цеха и производства.
После изгнания фашистов из Донбасса содовый завод, лежавший в руинах, начали восстанавливать. Директором завода в этот период был назначен А.И.Химченко. Второе рождение «Донсоды» было осуществлено в конце мая 1944 года, когда восстановленный цех кальцинированной соды выдал свою первую продукцию.
В августе 1944 года по итогам социалистического соревнования предприятий химической промышленности СССР Донецкому содовому заводу было присуждено Переходящее Красное Знамя Госкомитета Обороны страны. До мая 1945 года коллектив содового завода завоевывал это знамя еще 6 раз! После окончания Вов оно было передано заводу на вечное хранение.
В 1949 году за успешное выполнение заданий правительства по восстановлению и освоению новых мощностей содового производства и в связи с 50-летним юбилеем (пришелся на военный 1942 год) Государственный союзный Донецкий содовый завод им. Ленина награжден орденом Ленина.

В 80-е годы осуществлена коренная реконструкция содового производства завода с современными аппаратным и технологическим оформлением. Введены в строй новая станция карбонизации, участок фильтрации и транспорт сырого бикарбоната натрия. Внедрена система автоматического управления рядом процессов производства. Заново построено отделение абсорбции-дисциляции. В отделении кальцинации 18 содовых печей заменили четырьмя паровыми кальцинаторами. На заводе ввели водооборотный цикл. В итоге к концу 11-й пятилетки (1981-1985 г.г.) производство кальцинированной соды возросло на 60 %. Увеличен выпуск товаров народного потребления.
Начиная с 1928 года, в одиннадцати пятилетних и одном семилетнем плане коллектив Лисичанского содового завода, возглавляемый поочередно директорами И.А.Химченко, К.М.Васильченко, Я.С.Курмаевым, Э.В.Ермаковым и др., трудился по ударному, находился в числе ведущих предприятий страны и отмечался наградами. Только орденами и медалями СССР награждено свыше 1000 работников завода, в т.ч. более 100 – высшей наградой – орденом Ленина.
Сотни предприятий страны обеспечивал Лисичанский завод содопродуктами. Бикарбонат натрия, сода кальцинированная, посудомой, демзол и другие виды изделий отправлялись во многие области Украины, Белоруссии, России, в Прибалтику, Польшу и др. страны. Качество пищевой соды (бикарбоната натрия), производимой на Лисичанском содовом заводе, являлось одним из самых лучших в мире среди аналогичных производств.


Но содовики продолжают надеяться, что старейший завод Донбасса, исторический символ города Лисичанска, переживший революционные потрясения, бомбежки Великой Отечественной и эвакуацию, выстоит в жестоких условиях сложившегося кризиса и сможет возродить свою былую славу.